Психологические тесты. Психодиагностика. Обучение.

Мы в контакте. Присоединяйтесь!   Мы в контакте!

Биография Л. СОНДИ, РЕЛИГИОЗНАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СУДЬБОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Л. СОНДИ

 

ЛЕОПОЛЬД СОНДИ (1893-1986)

image001

 

В настоящее время, в связи с реабилитацией психоанализа, все большее внимание уделяется методам позволяющим работать с бессознательными мотивами и проблемами личности, являющихся основой ее дезадаптации. В отличие от ортодоксального психоанализа, современный все чаще обращается к методам, позволяющим описать структуру бессознательных процессов, т.е. сделать ее видимой в статическом состоянии и динамическом развитии. Диагностируя особенности структуры бессознательного мы можем определить истоки поведенческих реакций индивида, а следовательно проводить этиопатогенетическую психотерапию. Одной из методик представляющих на наш взгляд не только проективный тест, но и систему мировоззрения является теория Леопольда Сонди.

Среди проективных методов психодиагностики отдельное место занимает тест восьми влечений Сонди. Его особенность и отличие от других методов заключается в том, что Сонди создал не только метод позволяющий проникнуть через систему психологических механизмов личности, но и мировоззрение, сравнимое с великим венцем - Зигмундом Фрейдом.В отличии от теорий Адлера и Юнга, теорию Сонди отличает стройность и богатая экспериментальная база, позволяющая отойти от голого эмпиризма "великих отступников".

Истоки видных психоаналитических школ лежат в личных проблемах их основоположников, поэтому логично начать рассмотрение проблемы с краткой биографии создателя школы.

 

     БИОГРАФИЯ

Леопольд Сонди (Липот Зонди) родился 11 марта 1893 года в городе Нитра бывшей Австро-Венгерской империи.Он был двенадцатым из тринадцати детей от повторного брака своего отца. Незадолго до начала ХХ века семья Сонди переехала в Будапешт, в который ранее перебрались старшие братья и сестры Леопольда. В Будапеште он сначала посещал детский сад, а затем начальную школу. В школе Леопольд не отличался большим прилежанием, зато попал в историю, в которой проявился его характер. Однажды учитель дал пощечину одному из его одноклассников такую, что у него лопнула барабанная перепонка. Для расследования этого случая по просьбе отца пострадавшего ученика приехал представитель министерства. Ни один из шестидесяти учеников, за исключением Сонди не захотел выступить в роли свидетеля. Из-за этого учитель снизил ему оценку. Но Леопольд не смирился с такой несправедливостью и сообщил об этом директору, который, просмотрел классный журнал, убедился в этом и предложил учителю исправить оценку в аттестате.

Уже в гимназии Леопольд зарекомендовал себя в качестве хорошего ученика. Его любимыми предметами были греческий и латынь. Денег на покупку книг у него не было и он зарабатывал на них давая частные уроки. Получив аттестат зрелости, Сонди поступил на медицинский факультет Пацмани-Питера.

Но доучиться Леопольду не удалось - началась Первая мировая война и его призвали в армию. После нескольких месяцев подготовки его в качестве лейтенанта медицинской службы направили в госпиталь.На русском фронте попав под шрапнельный обстрел, Сонди едва не погиб.Его спасла от шрапнельной пули книга З.Фрейда "Толкование сновидений", лежавшая в ранце.

В 1916 году Сонди заболев, попал в госпиталь в Вене. В 1919 году, отслужив в армии четыре года он завершил свое медицинское образование и отрыл практику в качестве невропатолога и эндокринолога. Сонди увлекался экспериментальной психологией, которой занимался в психологической лаборатории проф. Пауля Раншбурга.Его опыт навел на мысли о семейной обусловленности психических заболеваний. В качестве врача он работал всего лишь три дня в неделю во второй половине дня, все остальное время он посвящал своим научным исследованиям. Он продолжал вести такой же образ жизни и после женитьбы в 1926 году. Жена Сонди-Лили Радвани работала некоторое время в частной школе, а затем оставив работу, стала машинисткой и помощницей своего мужа. Их дочь Вера стала врачом и работала в институте основанном Сонди до своей смерти в 1978 году. Ею была написана диссертация "Самоубийства у меланхоликов и шизофреников в свете психоанализа, судьбоанализа и экзистенциального анализа". Их сын Петер изучал германистику и стал профессором сравнительного литературоведения в Берлине. Его диссертация "Теория современной драмы" была опубликована и переведена на многие языки мира. В начале 70-х годов он был приглашен для работы в Цюрихский университет, но за полгода до начала работы в нём покончил жизнь самоубийством. Причиной самоубийства была эндогенная депрессия, которая в течении восьми последних лет его жизни значительно обострилась.

Интересен сам дух "танатоса" витавший над семьей Сонди. Если Змунд Фрейд построил свою теорию в немалой степени исходя из собственного анализа, Альфред Адлер - из-за собственного комплекса недостаточности, Карл Густав Юнг - из-за собственного религиозного воспитания, то Леопольд Сонди в теории вероанализа и судьбоанализа нашел свое спасение от собственных суицидальных тенденций. Не повезло лишь сыну Сонди - он не сумел пойти по пути сублимации, как дочь Сонди в диссертации.

Разойдясь по личным мотивам с профессором Раншбургом, Сонди ушел из поликлиники, возглавив лабораторию психопатологии и психотерапии в лечебно-педагогическом институте. Он вел летопись обследованных семей, изучал их наследственную патологию исследуя латентную наследственность. Работа над созданием теста побуждений в значительной мере опиралась на эти исследования. Первая книга Сонди вышла в 1937 году, она называлась"Анализ брачных союзов". Кроме этого вышел ряд книг посвященных проблемам слабоумия и эндокринной патологии. Отношение со стороны общества врачей к Сонди было довольно прохладным. Тепло Сонди был принят в Психоаналитическом обществе, у них было взаимопосещение семинаров друг друга. На одной из лекций Сонди познакомился с Анной Фрейд.

В 1944 году Сонди в числе многих других представителей интеллигенции был депортирован из Венгрии и после многих злоключений попал с семьей в Швейцарию. По предложению Оскара Фореля, Сонди на протяжении тринадцати месяцев работал в Пранжино в качестве диагноста и психотерапевта. Там он разработал метод шоковой терапии, благодаря которой, болезнь находящуюся в латентном состоянии можно было на некоторое время сделать манифестной, открывая тем самым путь к выздоровлению. Это напоминает фокус-психоанализ Штеккеля, который своей интерпретацией обострял не столько болезнь, сколько сопротивление клиента и исходя из этого следовала терапия.

В 1959 году Сонди получает швейцарское подданство. Он пишет книги по психологии судьбы :"Патология побуждений", "Анализ психологии судьбы", "Судьбоаналитическая терапия", "Каин. Накопление зла", "Разделение побуждений", " Интеграция побуждений", "Моисей.Ответ Каину", "Сочетание побуждений". В 1947 году Сонди обосновал общество судьбопсихологов, в котором был председателем до своей смерти в 1986 году

Теорию и тест Сонди можно отнести к глубинно психологическим. По мнению Сонди в глубине психики находятся восемь "китов" - восемь основных потребностей, на которых базируется вся психическая регуляция психики. Сонди нашел, что эти восемь потребностей лежат основе выбора человеком своей судьбы, в выборе своих : друзей, способа поведения, профессии. Глубинная сфера представляет собой целостную, иерархически организованную структуру, элементы которой взаимосвязаны. Однако это только часть структуры личности. Кроме наследственно обусловленного содержания глубинной, бессознательной сферы, которая по мнению Сонди является вместилищем коллективного и родового бессознательного. Человек в этой связи представляется как полуоткрытая система одной стороной обращенная в сторону своего бессознательного, а с другой - в сторону социальных отношений, внешней среды.

Тест Сонди являясь представителем проективных тестов второго поколения, наряду с тестами Люшера и Розенцвейга по сравнению с тестами первого поколения проигрывает в количестве материала получаемого при исследовании, но при этом он дает возможность более точного, прицельного описания состояния восьми основных потребностей, являющихся по мнению Сонди глубинной основой психики.

 

    РЕЛИГИОЗНАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПО Л. СОНДИ

I. Сонди определил Веру как "царский путь" к гуманизации людей, перефразируя Фрейда - "сновидения - царская дорога к бессознательному". Учение о функциях Веры, вероанализ и размышления о Божественном духе в работах Сонди до сих пор вызывают острую критику со стороны коллег работающих в области медицины, психиатрии и психоанализа (диссидент, выскочка). "Это же не наука, а мировоззрение", на что Cонди отвечал : "Горе науке которая не имеет достаточно мужества для того, чтобы стать мировоззрением."

II. Один из центральных вопросов в теории Сонди является вопрос религии и религиозности. Классический психоанализ недвусмысленно рассматривает религию как коллективный невроз, невротическое образование компромисса или как проявление инфантилизма, являющегося темой анализа, как признак регресса. Однако первые "психоаналитики" были служителями религии (проповеди). Пассивная позиция священника способствовала направленному потоку ассоциаций прихожан в области своих грехов при установке на процедуру исповеди.

Многие аспекты религиозных проявлений Фрейд связывал с защитными механизмами в виде реактивного образования, вытеснения и сопротивления. Слишком часто за ними скрывалась неискренность, гиперморальность, злоупотребление властью. На кого обращена вера прихожанина церкви? Кому он верит? Всевышнему или священнику, мулле, раввину? Кто становится для него фигурой символического отца или матери? По-видимому Всевышний становится символическим родителем, а священник его старшим сыном, сливающимся порой с образом отца. В этом случае происходит иллюзорная компенсация тех чувств, которые были депривированы или вытеснены в детстве (или их компенсация за счет реактивного образования).

К религиозно-ориентированным психотерапевтам можно отнести видных представителей швейцарской психоаналитической школы - Юнга, Пфистера. К ним примыкал и Сонди.

Согласно К. Бюрги-Майеру существует изначальная религиозная потребность. Назовем это потребностью в партиципации. Он указывает, что Фрейд мог прийти к такому заключению, но не пришел. Вероятно Фрейд еще в детстве отрекся от Бога, как от мифического отца.

Сонди исходил из предположения, что в основе каждого человека лежит потребность в партиципации с бытийным могуществом Бога и к единению с Божественным духом (по-видимому, это разновидность нарциссизма), он считал, что существуют такие формы в виде эрзаца, и вытеснение и дробление этой потребности в партиципации и единения с Богом представляет собой тяжелое психическое расстройство. Тогда хобби шизоидов по-видимому являясь для них эрзац-партиципацией оберегают их личность от окончательного расщепления. Потеря хобби, хотя бы в результате психоаналитической терапии ведет к расстройству и повышает вероятность суицида, как непереносимость экзистенциального вакуума заполненного эрзацем.

Оказание психотерапевтической помощи Сонди рассматривал в качестве важнейшей задачи судьбоаналитиков:

  • при осознании, пробуждении и ощущении духовных потребностей в единении с Богом.
  • при устранении вытеснения потребностей в трансценденции и партиципации.
  • при установлении различий между истинной Верой и ее такими искажениями как идеология и бред.

Сонди (1956) : " Мы говорим, что расстройство Веры - это расстройство Я. Поэтому каждый врач и психолог должен исследовать функции Веры своих пациентов, а в случае ее нарушения из-за ошибочного распределения мощи, попытаться расчистить завалы на пути к Духу. Только в этом случае аналитику удастся заполнить Духом индивидуальное и коллективное, управляемое и безопасное существование своих пациентов - по аналогии с аналитическим дуальным союзом. Данное перенесение "аналитического переноса" на вечный объект Веры в состоянии вынести перенос Всемогущества, так как он и без людей является Всемогущим".

Эти замечания Сонди легли в основу дефиниции Веры : Вера рассматривается как распределение и перенос своей Бытийной мощи на Божественный Дух.

III. Сонди основал свою судьбологию на предпосылках:

  • Человек по своему происхождению соединен с непротиворечивым Божественным Духом.
  • Человек сопричастен Божественному могуществу бытия и всемогуществу Бога. Трансцендентное могущество бытия проявляется в его биологической имманентности, как врожденная бытийная мощь, заложенная в его генах. Сонди отдает предпочтение мифическому, иррациональному языку и выражению своих мыслей через аналогии, когда речь заходит об изначальном бытии людей. С пробуждением Я человек берет на себя щекотливую задачу по оптимальному распределению бытийной мощи в отдельных областях своего существования. От того как человек распределит свое могущество в значительной степени зависит и судьба этого человека.

Если Я человека односторонне переносит бытийную мощь и Всемогущество на свою наследственность, то человек оказывается под господством навязанной формы судьбы, что довольно часто находит свое пристанище в формах расщепления и национализма, с их подробными экскурсами в прошлое предков. Это доминирование наследственно-связанной судьбы заставляет человека слепо, без лишних вопросов, принимать на веру заветы предков и следовать примеру их жизни, в результате чего он оказывается неспособным организовать жизнь в соответствии со своими возможностями.

Если жизненно-энергетический потенциал обрушивается на инстинктивную жизнь человека, то он проживает навязанную форму судьбы неудержимого и импульсивно-неуправляемого характера. Если окружающая среда при распределении бытийной мощи получает пропорционально большую часть, то на долю человека выпадает судьба, связанная с неврозом социального характера. В этом случае, по мнению Э. Фромма, человек, чувства которого ориентированы рынком, является отчужденным от себя, от своей работы, от своих ближних и от природы. Рыночные отношения и особенности личности, требуемые в них, приобретают неограниченную власть над людьми. В том случае, если Я уступает свою власть рассудку и интеллекту, то человек деградирует до уровня холодного рационалиста, "сомневающегося во всем, что находится за границей разума и чувственного опыта" Хотя, вряд ли разума, здесь вероятнее всего имеют значение виды защит, таких как сверхценные идеи и рационализация, которые охраняют Эго от подавленных влечений. Такой человек теряет, по мнению Сонди, высшую возможность человеческого Бытия к трансценденции. В своем сугубо рациональном мире, где учитывается только то, что можно измерить и поместить в каталог, он "усыхает подобно сухофрукту".

Если все могущество бытия отходит к миру идей, человек лишается почвы под ногами. Если Я сохраняет всю полноту бытийной мощи в самом себе, аккумулируя в себе всемогущество, то человек становится напыщенным от псевдобогоподобия. Он становится жертвой магии и чародеев.

Трагедия человека заключается в том, что с пробуждением своего Я он теряет единство с Божественным Духом. Правда Дух все еще образует сердцевину сущности человека. Однако все меньше и меньше человек помнит об этом. Отчуждение от Божественной сердцевины сущности является следствием односторонней ориентации на обыденное сознание, которое создавая категории пространства, времени, причинности, абсолютизирует рациональность, логику, потребность в объективизации, а также раскол между субъектом и объектом. Человек односторонне идентифицирует себя с этим типом и контролирующего "сознание" настолько, что не в состоянии понять, что его восприятие мира является лишь изложением переданного ему от социума соглашения, как он должен интерпретировать свои ощущения, если бы он хотел считать себя полноценным членом общества.

Чем более человек отчужден от своего единства с Божественным Духом, а следовательно от своей целостности, тем более энергично он стремиться к тому, чтобы реализовать свой порыв к целостности, единобытию и партиципации с помощью эрзац-объектов. Выбор этих эрзац-объектов делает судьбу, как считает Сонди. Тогда значит кроме Бога и Божественного Духа, все остальные объекты - эрзац, следовательно, они равны, но одни конструктивны, а другие деструктивны.

Один ищет себе замену для потерянной целостности в наркотиках и становится наркоманом. Другой находит себе эрзац в формировании невротической симптоматики, навязчивый повтор которой делает человеческую жизнь все более программируемой и предсказуемой. Со временем симптоматики становится его верной спутницей. Третий отрицает повседневную действительность и сооружает в фантазии новую реальность, предоставляя своему стремлению к единению более подходящие объекты партиципации. Четвтый оставляет повседневную действительность в прежнем состоянии, не отрицая ее, выстраивает мир идей, символов и ритуалов. Он становится философом, поэтом, художником, а также организатором ритуалов эзотерических религий. Сонди : "Вера, - это особенная судьба, построенная на коллективных общечеловеческих склонностях, могучий импульс, которой придают специфические наследственные задатки во всей своей мощи и величии, а воспитательные и социальные факторы окружающей среды оказывают помощь или же создают препятствия. Она подвергается нападкам интеллекта, вооруженного логикой. Она получает свой объект в Духе, но существует только в Я.

ВЕРА понимается как "биологически врожденная способность человека к самотрансценденции", т.е. как переход от самого себя к Божественному Духу. ВЕРА - перенос собственной Бытийной мощи на Бога. Часть перенесенного на Бога могущества бытия, человек получает обратно в "виде жизненных задач", которые он теперь способен решить, поскольку он уже не одинок - он соединился с Богом в Духе.

ВЕРА, в подлинном смысле означает передачу своей бытийной мощи Богу с одновременной концентрацией внимания на других областях существования и сферах взаимоотношений.

Под ВЕРОЙ подразумевается решение нелегкой задачи "правильного" и пропорционального распределения бытийной мощи. При пропорциональном распределении бытийной мощи, наследственность и тесная связь с предками, побудительная и импульсивная природа человека, социальное окружение и микросреда находят у верующего тот интерес, который соответствует уровню развития и данной жизненной фазе.

IV. Расстройство Веры.

Способ распределения и передачи бытийной мощи, выбор объекта партиципации, а также ошибки или притязания функции защиты формируют критерии, на основании которых можно различать Веру и такие ее нарушения как идеологию и бред. Они являются следствием "болезненного" распределения могущества, сопровождаемого ошибочной передачей бытийной мощи объекту партиципации, который не в состоянии это могущество принять на себя. Целью партиципации является "освобождение от невыносимого одиночества". Вера и ее расстройства являются попытками избежать не только одиночества, но также и страха смерти. Правда идеология и бред с самого начала проявляют себя как иллюзорные способы преодоления одиночества и страха смерти.

Идеолог резко отличается от верующего. Становясь обессиленным в результате одностороннего распределения бытийной мощи на лиц своего окружения, идеолог следует за могущественными фигурами и вождями, которых он избрал в качестве объекта партиципации.

Критерии идеологии : - действительность проективно искажена. Сцены души мира заполняются преследователями, душа наполняется воинственными настроениями.

  • Жизнь в ригидном и слепом подчинении указаниям.
  • На месте Супер-Эго - структура повиновения авторитету.
  • Концентрация бытийной мощи на самом себе (нарциссизм).
  • Ощущения себя в пустоте из-за неспособности установить контакт с другими людьми.
  • Симпатии к абстракции.
  • Акцентированы на финалах, тяготеют к экзотике.
  • "Контрастный" способ мышления.
  • Консерватизм.
  • Пропаганда и лозунги.
  • Словесная шелуха.

ВЫВОДЫ

Религия и религиозность у Сонди занимают в судьбоанализе видное место, рядом с физиологическими потребностями. Он постулирует биологически врожденную фундаментальную потребность в самотрансцендентации и мистическом союзе с Божественным Духом.

Отрицание и вытеснение потребности к самотрансценденции ведет к человеческому страданию.

Адекватной реакцией на потребность в самотрансценденции является Вера. Вера означает передачу бытийной мощи Богу и партиципативное участие в мистическом союзе с Богом. Вера - открытость человека трансперсональной инстанции, Богу, без потери персональной идентичности. Искажения Веры - идеология и бред отличаются от Веры ошибочным распределением и передачей бытийной мощи объекту партиципации, который способен выдержать всю тяжесть переданной ему мощи.

Атеизм возникает в случае переноса всемогущества на собственное Я или на природу. Атеизм тесно связан с ипохондрией и страхом смерти.

Выбор понимается как способ действия родового бессознательного. Под генотропизмом понимается "взаимное притяжение родственников по наследственной линии". Генотропизм или выборы, объясняемые родовым бессознательным, можно наблюдать в пяти различных жизненных сферах при выборе : супруга, друзей, профессии и занятия в свободное время, болезни, способа смерти (например, самоубийства).

Важнейшим структурным элементом системы побуждений являются потребности, а не побуждения. Поэтому современная дискуссия по поводу понятия "побуждение" имеет второстепенное значение для концепции побуждений. Восемь базовых потребностей Сонди понимает как радикалы судьбы. Все только мыслимые единичные процессы формирования судьбы сводятся к этим коренным факторам. Таким образом, мы подошли к важным сущностным взаимосвязям в проявлении радикалов судьбы, которые, являясь свободными от квази-заданных мелочей, делают возможным категориальное осмысление сущности судьбы и ее радикалов" - Сонди.

СУДЬБОАНАЛИЗ КАК ТЕОРИЯ

Вероанализ является основным методом работы психолога в сотрудничестве со своим клиентом над его проблемами, а проективный тест оказывает в этом необходимую помощь. Теоретическими предшественниками судьбоанализа были психосинтез Ассаджиоли и инициативная терапия Дюркгейма. Элементарные функции Я, пришли из психоанализа (Юнг?). Судьбоанализ имеет общую с психоанализом идейно-теоретическую платформу и единый понятийный аппарат. Содержание же отличается, хотя и есть много схожего. В работе "Каин : накопление зла" (1969). Сонди выделил фундаментальный для судьбоанализа комплекс Каина. Отличие его от Эдипового заключается в том, что комплекс Каина возникает как конфликт между личностным Я и его каинистическим предком. В особенности, если личность берет свое начало от манифестирующего Каина (эпилептоидная наследственность) и является кондуктором эпилепсии. Пораженная грехом природа ставит перед человеком задачу : найти социальный путь для реализации скрытых потребностей. Начинается борьба между каинистическими притязаниями предков и сущностной основой личности. Комплекс Каина возникает у природного, манифестирующего Каина в результате конфликта с окружающим миром, его этикой и моралью (связь с педантизмом - социофобия). Комплекс Каина является следствием конфликта со своей совестью. В ходе борьбы Каина со своей совесть возникают новые психологические защитные механизмы, к которым относится образование невротических симптомов : Разновидности невротизированного Каина : невроз навязчивых состояний, феномены отчуждения, ипохондрия, психосоматика.

Человек, утративший смысл своей жизни, легко становится рабом внешних обстоятельств и навязанной ему судьбы, которая, как неоплаченные долги по просроченным векселям, тянется из поколения в поколение (семейная судьба рода). Степень свободы от фатального течения жизни по заранее проложенному руслу определяется только духовным потенциалом человека. Он должен стать сильнее своей судьбы, но не дерзая уподобиться сверхчеловеку Ницше, без внутренних ограничений, который поставил себя по ту сторону добра и зла. Человек, который стал на путь сверхчеловека, идет напролом, не считаясь ни с чем и очень скоро превращается из победителя в жертву. Шаг за шагом он теряет в себе то, что очень трудно возвратить. Он теряет свою волю и индивидуальность. Он теряет свободу своей воли и подчиняется воздействию некой более могучей "мировой воли". Именно такой путь и приводит слабого (?) человека к невротическому развитию, делая его добычей своих собственных бессознательных влечений и страстей.

    

    СУДЬБОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Л. СОНДИ.

Судьбоаналитическая психология предлагает помощь современному человеку страдающему от одиночества, экзистенциального страха и разного рода зависимости. Сонди поставил понятие "судьбы" в центр своей психологии, так как по его мнению это выражение охватывает все, что касается человеческой жизни по аналогии с архетипом. В судьбоанализе человек рассматривается как существо, которое хотя и подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости "Я", получает шанс выбирать, ориентируясь на свои возможности, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьбоанализ проводит различие между навязанной и свободной судьбой.

Навязанная судьба.

К навязанной судьбе человека относится его наследственность, т.е. прежде всего то, что было получено им от предков. Побудительная и аффективная природа человека в одинаковой степени является составной частью навязанной ему судьбы. При этом психология судьбы выдвигает предположение, что каждый человек наделен одними и теми же фундаментальными потребностями. Однако существует родовое и личное проявление, которое объясняет, почему люди вообще и представители отдельного рода в частности так по разному проявляют свои способности и потребности. Окружающая среда играет роль, которую нельзя недооценивать. (Ребенок рождается со своим бессознательным набором, а среда добавляет вытесненное).

Диалектика и изменчивость.

Стремление к свободе и принуждение являются факторами, которые обуславливают судьбу человека. Психические противоположности и возможность овладения ими образуют динамику, которая формирует судьбу. Сонди воспроизводит эти мысли в своей метафоре о "вращающейся сцене жизни" в самых различных работах : понятие "судьбы" является диалектичным, т.е. судьба постоянно движется между противоречиями и противоположностями, но никогда не находится в статическом состоянии. В ходе времени судьба изменяется в своих формах проявления (как любой тестовый профиль по своим или законам личности). Так же как вращается сцена в театре и на них продолжается игра, так и судьба поворачивается на сцене жизни отдельной личности. Если судьба застынет на этой сцене в определенном положении, то она превратиться в навязанную форму. Если же, напротив, Я с помощью Духа окажется способным энергично сопротивляться окаменелому действию функций, определяющих навязанность судьбы, и снова привести в движение навязанную сцену, то свободный выбор судьбы может оказаться при наличии благоприятных обстоятельств в процессе своего становления.

Концепция болезней в судьбоанализе.

Судьбоанализ исходит из предположения, что любая психическая болезнь находится в связи со здоровой, т.е. социализированной и гуманизированной формой судьбы. В первую очередь судьбоанализ понимает психические болезни "как болезни судьбы" с побудительно-динамическими опасностями, формами защиты и специфическими, симптоматически образованными "запасными выходами". По мнению Сонди, способ, при помощи которого люди уравновешивают свои душевные противоположности, определяет процесс реализации судьбы индивида и общества. Здоровым является человек, который удерживает в определенном равновесии свои душевные противоположности в динамической и диалектической последовательности. Он также способен выравнивать и интегрировать их в целостность, соединяющую их между собой. Больным является человек, который вынужден раскалывать и дуализировать противоположности, а также переживать и рассматривать их в качестве неприемлимых противоречий.

Распределение бытийной мощи.

В то время, как здоровый человек характеризуется способностью свободного и гибкого оперирования функциями своего Я, больной отмечен их длительными или же хроническими выпадениями. На основе специфического выпадения одной или нескольких функций Я из динамики "личностной орбиты", Сонди основывает дифференцированную систематику поврежденных форм судьбы. Судьбопсихологическая диагностика концентрируется на существующем блокировании и выпадении личностных функций, а также их проявлении в других жизненных сферах. Одностороннюю, застывшую, неподвижную и препятствующую жизни зацикленность Я на одной единственной функции Сонди рассматривает как болезнетворное распределение бытийной мощи т.е. как распределение жизненно важных интересов и необходимых ресурсов на Я, идеи и объекты. При пропорциональном распределении бытийной мощи, наследственность и связь с предками, побудительная и аффективная стороны человека, социальное окружение и микросреда находят свои интересы, соответствующие уровню развития и данной жизненной фазе. Если человек в одностороннем порядке переносит свои интересы в область наследственности и родового прошлого, то он автоматически попадает под влияние навязанной судьбы, что часто находит свое выражение в формах расизма, национализма и прославления эпохи своих предков. Если весь жизненно-энергетический потенциал обрушивается на инстинктивную жизнь человека, то он проживает навязанную форму судьбы неудержимого и импульсивно-неуправляемого характера. Если при распределении бытийной мощи большую часть получает окружающая среда, то сначала человек станет добычей невроза социального характера (по Э. Фромму), и только потом приобретет навязанную форму судьбы. Если человек передаст всемогущество своему интеллекту и рассудку, то он деградирует до уровня холодного рационалиста. Если всю бытийную мощь получит мир идей, в таком случае человек потеряет почву под ногами. А если Я аккумулирует бытийную мощь в самом себе, то человек начинает кичиться своим богоподобием.

Психология сновидений

С позиции "партиципативной терапии сновидений" по Сонди, сновидец пытается стихийно установить контакт со своей неодушевленной стороной, со своей "тенью", чтобы овладеть ей, как собственной возможностью с целью последующей интеграции. Сновидение - это "аутогенная попытка партиципации и интеграции" человека, который утратил свою первоначальную целостность. Исходя из сценическо-драматического понимания сновидений Сонди делает вывод, что не только толкование сновидений, но и повторное переживание фантазий бодрствующим человеком представляет собой средство его лечения (к свободные ассоциации).

Судьбоаналитическая теория агрессии.

Психология судьбы различает 4 типа агрессии, имеющей свои условия и источники энергии.

I. Обусловленная желаниями, стремящаяся к наслаждениям агрессия манифестирует себя как сексуальный садизм, мазохизм, садомазохизм.

II. Загруженная аффектами, каинистическая агрессия питается энергией аффектов и выплескивается в припадочных действиях, за которыми чаще всего следует фаза искупления вины.

III. Самостная, все отрицающая, разрушающая мир и саму личность агрессия выражается в разнообразных формах негативизма, сокрушающего ценности и идеалы, а также в нигилизме мотивированном идеологией.

IV. Фрустрационная агрессия, которая из-за слишком короткой дистанции и непринятости в социальной жизни и сфере контактов может привести в экстремальных случаях к террористическим и экстремистским акциям возмездия, и так называемой освободительной борьбе представителей угнетенных социальных классов, народных групп и наций.

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ СУДЕБ

I. Человек с момента рождения появляется с клубком наследственно обусловленных, находящихся в состоянии противоречий влечений между собой, со средой, со своим Я. И задача Эго состоит в том, чтобы распутать этот клубок противоречий, имеющихся в нем возможностей, и при помощи них построить свою судьбу.

II. То, какие изменения происходят с побуждениями (влечениями) и Эго являются результатами взаимодействия множества эндогенных и экзогенных факторов. Эти факторы формируют внутреннюю психическую реальность и соответствующие бессознательные мотивы деятельности. Ими являются:

1) Передача по наследству притязаний предков, продолжающих динамически и функционально жить и действовать в бессознательном индивида.

2) Особая природа побуждений, которые, имея заложенное наследственное ядро, в ходе жизни индивида, благодаря бессознательной деятельности Эго-защит, подвергаются трансформации.

3) Социальное окружение, которое может ускорить или, напротив затормозить развитие определенных потенций.

4) Общественное сознание того времени, в котором живет индивид, равно как и его интеллектуальные способности, которые формируют и направляют его судьбу в дальнейшем.

5) Сознательная часть Эго, которое своей пробивной силой, своей властью, целенаправленностью и своим Супер-Эго, может при благоприятных обстоятельствах, благодаря свободе выбора, взломать границы наследственности, природы побуждений, социальной и духовной среды и добиться при этом свободной для себя судьбы Эго. На наш взгляд, Эго обязано оплатить свой отрыв от заготовленной себе судьбы своих предков в виде поведенческих бессознательных детерминант реализуемых индивидуумом. Оплата может быть в виде истинных психосоматозов, девиантных и аддиктивных форм поведения.

Из двух указанных ведущих принципов следует третий:

III. Индивид имеет не одну единственную судьбу, а множество, которые часто действуют в противоположных направлениях. Поэтому одноразовое исследование указывает на один вариант судьбы, актуальный на данный момент. Серия из трех, восьми, десяти профилей укажет на относительно постоянные структуры личности, которые составляют бессознательную основу деятельности личности.

Бессмысленно или нет суммирования факторных и векторных реакций? Сонди на этот вопрос отвечал однозначно: "Бессмы ленно". Однако, З. Фрейд в работе "Массовая психология и анализ человеческого Я", ссылаясь на Ле Бона писал :"В массе, по мнению Ле Бона, стираются индивидуальные достижения отдельных людей и, тем самым, исчезает их своеобразие. Рассовое бессознательное проступает на первый план,гетерогенное тонет в гомогенном. Мы сказали бы, что сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый". Бессознательный фундамент (доступный для измерения при помощи метода портретных выборов) составляют комбинации восьми радикалов, следовательно зная сумму радикалов и ранговое место каждого радикала в исследуемой популяции, возможно прогнозировать бессознательные мотивы деятельности, неудовлетворенные тенденции, строя таким образом коррекционную работу.

СИСТЕМА ПОБУЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Побуждения являются радикалами человеческих действий, более того - обуславливающими и поддерживающими корнями человеческого существования вообще.

Побуждения являются корнями поступков и поведения, они определяют все стремления и потребности в целом, и все отдельные желания и страсти каждого человека в частности. Побуждение является радикалом. Радикал, как коренной фактор должен удовлетворять следующим критериям :

1) Радикал должен быть внеисторическим, тысячелетиями оставаться биологическим по своей природе. Радикалы становятся внеисторическими благодаря тому, что унаследуются и передаются генетически.

2) Он должен постоянно выделять энергию, которая актуализировалась бы во всех переживаниях и поступках человека. Каждый радикал, согласно этому положению, располагает особым неисчерпаемым источником энергии, из которого он непрерывно черпает свою силу. (Энергия инстинктов).

3) Он должен быть не специфическим по содержанию. Однако, хотя он может проявляться по-разному у разных людей, или же у одного и того же человека в разное время, сам якорь, который обнаруживается во всех жизненных проявлениях, должен всегда оставаться в жизни каждого, как и в жизни человечества одним и тем же.

Выделенные побуждения соответствуют этим требованиям, они всегда актуальны и проявляются во всем многообразии форм во всех человеческих действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений Сонди строит "Схему трансформации (модификации) проявлений восьми факторов влечений".

Ее основные положения:

Филогенетический уровень >>> парциальные влечения раннего детства >>> взрослый период >>> социальный уровень, характерологические черты >>> социальный уровень, профессия >>> сублимация >>> симптомы и нарушения влечений.

При этом подразумевается, что свойства филогенетического уровня переходят в парциальные влечения раннего детства, а они в свойства взрослого периода. А во что переходит взрослый период? Мы считаем, что все остальные, следующие за взрослым периодом свойства - это отдельные части взрослого периода. По-видимому логичнее рассматривать переходы в виде схемы психодинамики влечений.

image002

 

Особенности характера таким образом являются продуктом взаимодействия генофонда, среды жизни, которая определяет особенности прохождения стадий психосексуального развития (разрешение напряжений, вызываемых парциальными влечениями раннего детства) - по З. Фрейду.

В период от 8 до 55 личность характеризуется либо среднепопуляционно развитыми чертами,либо акцентуированными.В среднем,начиная с возраста в 55 лет личндость начинает отвечать критериям психопатий по Кербикову : тотальность,стабильность,дезадаптивность.Это период выхода на пенсию у женщин,подготовка к выходу и мужчин.Это также напоминает период 3-5 лет жизни - детское упрямство. Кроме этого период 55-70 лет характеризуется нарастанием сердечно-сосудистой патологии,неудовлетворенностью,ощущением отдаленности от общества.В 70 лет возникает вспышка повышенной активности - построение планов на дальнейшую жизнь. Это похоже на патологическую продукцию мышления и на период детства в 1,5-3 года,который характеризуется появлением осмысленной речи с неологизмами и соскальзыванием (К.Чуковский "От двух до пяти").В дальнейшем на фоне распада личности возникают процессы инволюционной патологии, которые можно рассматривать как глубокий регресс остатков личности. Это напоминает период становления речи ребенка 1-1,5 года, характеризуемый детским лепетом - инкогеренцией. Сравнение периодов старения с периодами детства имеет своей целью указать на зеркальное отражение их и старение в этом случае рассматривается как процесс регресса.

Каждый человек в своем развитии движется от рождения, которое является ступенькой в Мир, к своему Концу, который приведет его к концу жизни на ту же ступень, с которой он ушел по дороге своей судьбы.

Индивидуальное бессознательное формируется на границе и при содействии между семейным бессознательным и вытесненными запретными желаниями.

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ

Испытуемому дается задание : выбрать в шести сериях, состоящих из восьми отдельных портретов каждая, снимки лиц, которые ему кажутся наиболее симпатичными или антипатичными.

Портреты представляют собой индивидов, манифестировавших с тяжелым заболеванием, история и клинический диагноз известны абсолютно точно. Возникает предположение, что представленные портреты не могут быть ни симпатичны, ни антипатичны. Однако практика показывает, что испытуемые могут среди портретов выделить как симпатичные, так и антипатичные.

На портретах представлены больные по восьми основным заболеваниям в шести сериях 6 х 8 = 48.

Возникает вопрос о правомерности использования клинического материала для исследования нормы. Еще Б.В. Зейгарник указывала, что болезнь развивается на месте нормальных свойств личности путем разбалансировки нормальных психических блоков.

Таким образом мы по сути изучаем закономерности выбора испытуемым видов портретов и согласно этому, используя теоретические положения и схему интерпретации, описываем бессознательные побудительные мотивы личности.

Инструкция : Сейчас я покажу Вам восемь портретов. Посмотрите на них внимательно и выберите из них 2 наиболее симпатичных. После выбора, испытуемому предлагается выбрать из оставшихся 6-ти портретов 2 наименее симпатичных (самых неприятных). Согласнотой инструкции перед испытуемым раскладываются восемь портретов первой серии в два ряда:

image003

 

Испытуемый не должен долго задумываться над портретами и его можно поторопить, предлагая выбирать быстрее, не раздумывая.

Если испытуемый говорит, что все портреты для него неприятны, то инструкцию можно повторить в виде: "Выберите пожалуйста те портреты, которые Вам кажутся наименее неприятными". После этого говорим : "Теперь выберите самые антипатичные для Вас портреты".

После того, как остались четыре портрета, просим испытуемого выбрать два более приятных из них. После каждого выбора, выбранные портреты убираются из поля зрения испытуемого.

Первые выбранные симпатичные испытуемому портреты заносятся в графу ПП (передний план) "+", вторые антипатичные портреты заносятся в графу ПП "-". Выбор из четырех оставшихся - 2 симпатичные для испытуемого заносятся в ЗП (задний план) "+", оставшиеся 2 портрета заносятся в ЗП "-".

image004

 

Такой профиль строится отдельно для переднего плана и отдельно для заднего плана.

В каждой графе "+" и "-" как переднего и заднего плана должно быть по 12 выбранных портретов. Желательно не ограничиваться единичным исследованием, а при возможности его повторить. Повторять его можно сразу, либо через день, неделю, месяц одним и тем же стимульным материалом. Желательно, для полного анализа побуждений иметь 8 - 10 профилей испытуемого. Это достаточно трудно сделать в условиях массового обследования. При этом рекомендуется проводить исследование подряд 3 раза.

 

Пример 1. Мужчина 37 лет, безработный.

image005

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Картина вымуштрованного Эго, стремление к безопасности преломляется в выраженной подозрительности и параноидальных отклонениях, инфантильно-жестокие тенденции, способность к оправданию собственной жестокости вынужденным ответом на враждебность окружающих, придирчивость, раздражительность, неуживчивость, непостоянство в контакте, соперничество, ревность, зависть. Стремление к расширению круга интимных контактов.

В данных методики "Акцент" обращает на себя внимание сочетание высоких значений гипертимности, эмотивности, экзальтированности, низкой интроверсией и относительно низкой демонстративностью. Гипертимность в сочетании с эмотивностью и экзальтированностью для мужчин указывает на сентиментальность, внутреннюю амбивалентность, невозможность найти желаемый объект привязанности, ирреальность желаний и представлений, что в сочетании с возбудимостью указывает на инфантильно-жестокие тенденции, на которые также указывает профиль по тесту Сонди. Низкая демонстративность в сочетании с дистимией и возбудимостью усиливает показатель застревания, который является мотивационно искаженным, составляя таким образом "дисфорический квартет". Склонность к самооправданию. Низкая способность к рефлексии и самоанализу.

Таким образом возможность профессиональной адаптации в новом рабочем коллективе представляется достаточно сомнительной.